Есть несколько известных аксиом относительно как "минского", так и "вильнюсского" транзитов:
1. Транзит должников через Беларусь - это секрет полишинеля (т.е. известный всем властям двух стран). Причём дырка оставлена незакрытой намеренно, поскольку власти стран она устраивает!
2. Возможность прикрыть дырку есть, причём даже в одиночку, как для России, так и Беларуси - но не имеется желания. Так выпьем же за то, чтобы возможности должников всегда совпадали с желаниями властей обеих братских стран
3. Да, действительно, прекращение транзита россиян через Минск означает, что пассажиропоток в минском аэропорту иссякнет. Доходы аэропорта - просядут очень существенно (оператор там = госструктура), а а/к "Белавиа" (государственная) - вообще загнётся, ИМХО. Аэропорт превратится в ту "золушку", которой он был раньше, т.е. в заштатный провинциальный аэропорт, тем более, из самой Белоруссии местные почти не летают ... денег нет как в экономике, так и у людей. Аэропорт - выживет, а Белавиа - обанкротится, без сомнения.
4. Всё вышесказанное не означает, что Батька, если прижмёт - не сдаст позиции. Даже больше - нет здесь какой-то принципиальной позиции. Дырка существует с согласия России, а не вопреки желанию России. Низкий приоритет сохранения статуса кво означает, что Беларусь может пойти на уступки в данном вопросе в любой момент, не важно, заставит ли Россия, как предмет торга, сотрудничество силовых структур, просто добрая воля властей и т.п. Аналогичная ситуация, как в случае с контрабандой санкционных товаров - официально Беларусь сдаёт и всегда сдавала позиции в этом вопросе, хотя на практике "левой рукой" по-прежнему везёт нам санкционку
Я полагаю, что при необходимости Батька легко объединит базы. Сохранится ли после этого сама возможность выезда - мейби нет, а мейби да (как сыр, яблоки, креветки...).
5. Если Россия вступит с Беларусью в затяжной конфликт - дырка может закрыться сама собой. То есть власти будут отдавать себе отчёт в том, что она закрылась, просто это будет не целью, а сопутствующим фактором. Примерно как ситуация в аэропортах во 2-й половине 2017 года.
6. Если Россия пожелает - есть механизм относительного прикрытия дырки в любой момент, без насилия в отношении властей Беларуси, без внесения изменения в международные документы, без взаимодействия госструктур, в одностороннем порядке и абсолютно легально. Речь о том, что Россия может не ДВЕРЬ ЗАКРЫТЬ, а ЗАПРЕТИТЬ ВХОДИТЬ В ДВЕРЬ. Всё будет открыто, но, допустим, в УК или КоАП (последнее - скорее) появится статься с запретом на нарушение запрета на выезд, наложенном ФССП, и наказанием за этой (тот же штраф, в частности). Вот вам и отсечение всех сомневающихся. Ведь сейчас-то выезд должников и иных через Беларусь не просто свободен, но 100% легален. А будет свободен, но нелегален. Примерно как проверки безбилетников в транспорте: можно ставить турникеты на вход, а можно не ставить, но пускать контролёров. Контроль, как известно, сокращает количество злостных нарушителей!
7. Прибалтийский вариант транзита запретить сложнее. Для этого придётся договариваться на соблюдение запретов с властями Литвы. А у наших стран здесь отношения не дружественные, как с Казахстаном, например. Пограничники Литвы не пускать должников не будут, а не пустить в Калининград россиянина с запретом на выезд в рамках Конституции России невозможно.
8. Ничто, однако не мешает просто отменить остановку поезда в Вильнюсе и вообще на станции внутри Литвы. Вот вам цивилизованный вариант "пломбированного" вагона. Возможны и другие варианты, например, уполномочить проводников на паспортный контроль на выходе из вагона или ещё что-то, но этот самый простой в исполнении. Правда, сейчас калининградский поезд от РЖД в Вильнюс - единственный, который делает там остановку, но ведь никто не мешает РЖД вообще отменить железнодорожное сообщение с Вильнюсом. Так уже было с Таллинном. Тогда останется только сложный вариант: сначала вылететь в Калиниград, затем пересечь границу по земле не поездом. Вот этот вариант отменить почти нереально. Но тоже можно, вот, изменив ту же Конституцию или изменив практику её толкования, поскольку закон - что дышло, а прав - нет.
Посему ждём-с развития событий, но ПОКА ничего транзитам не грозит, несмотря на разговоры!